Консультации, информация, помощь 

 

Главная \ Статьи \ Мой муж - нарцисс

Мой муж - нарцисс

Аналитическая зарисовка на тему фильма «Мой король».

Автор: психолог Татьяна Пашковская

 

364941_8d7de29189

Почему «мой король»? Потому что – королева! 

     Я не буду здесь говорить о том, как пагубна связь с зависимым нарциссом любого пола, а ведь главный герой никто иной, как нарцисс и наркоман. Как говорится, кто без греха, пусть первый бросит в него камень. Тем более, камней этих уже столько и азарт их метания таков, что за этим увлекательным занятием не видно главного: а что держит несчастных жертв намертво привязанными к этим «монстрам»? Скажу просто: они стоят друг друга или, согласно народной поговорке, муж и жена – одна сатана. Конечно, психопатология главного героя очевидна и стоило бы написать об этом отдельно, хотя после этого камнями закидают уже меня.

     Итак, что удерживает главную героиню, Тони, рядом с   великолепным и ужасным Джорджио? Она образована, самостоятельна, умна, состоялась как профессионал, так что отметаем идею насчет того, что нарциссы третируют только забитых и недалеких, паразитируя на потребности своей жертвы в защите и покровительстве.

     Очень легко скатиться на как будто-то бы очевидное рассуждение о том, что любовь зла и т.д. Это скользкая дорожка, так как мы часто прикрываем словом «любовь» то, что ею является очень отдаленно. Да, Тони влюблена и очарована, да, Джорджио является средоточием ее влечения, но вряд ли можно назвать любовью отношения, в которых ты разрушаешься сам и являешься свидетелем и соучастником саморазрушительного поведения близкого человека.

     Полагаю, что такие связи держатся на комплементарности нарциссизма обоих членов пары. Как вилка и розетка. Как это работает в данной паре?

     Сначала несколько слов о нарциссизме. Беда нарциссов не том, что они самовлюбленные павлины,  а в том, что они вынуждены бесконечно компенсировать своей грандиозностью не всегда осознаваемую ненависть к таковой же собственной ущербности. Помните, как Джорджио признается Тони в том, как ему больно от понимания собственной ущербности и что он позволяет себе это почувствовать только в определенных условиях и тщательно скрывает это от окружающих. Нарциссическое расстройство – это ад стыда и ненависти, упакованный в яркую бесподобную оболочку грандиозности. И чтобы грандиозность выполняла свою защитную функцию, нарциссу необходима свита, которая будет питать его чувство превосходства, и люди в этой свите ценны для него ровно настолько, насколько выполняют эту функцию, не более того.

     Так что же не так с главной героиней, если она попала в эту свиту? Комплементарность, то есть, совпадение в силовых линиях, сработала именно в этих точках: грандиозность/ущербность. В фильме мы видим множество иллюстраций к этому, назову основные.

     Во-первых, режиссер дает нам подсказку через имя героини. Полное имя Тони – Мария Антуанетта, имя известной французской королевы. Джорджио в эпизоде выбора имени для сына, делает укол в сторону отца Тони, которому не нравится идея зятя назвать младенца Синбадом: «И это говорит человек, который назвал свою дочь Мария-Антуанетта». Что вкладывал отец в этот жест, нарекая дочь «королевским» именем? По опыту своей работы могу сказать, что не раз сталкивалась с фактом того, что пару мужчинам-нарциссам составляют женщины, которые имеют непростые отношения со своими отцами, прежде всего, там имеет место определенная «избранность», которой отец наделяет свою дочь. Причем отношения отца и дочери могут быть самыми разными. Так или иначе, будем опираться на подсказку режиссера, королевская подкладка весьма скромной внешности героини имеет место. И вот здесь явлена одна из связок грандиозность/ущербность. Тони нельзя назвать красавицей, она мила, симпатична, но не красавица. Она с лихвой компенсирует это уровнем своего интеллектуального развития, но нужно заметить, что «некоролевские» внешние данные являются зоной уязвимости героини. Вспомните, как она обесценивает красавиц, говоря Джорджио о его прежних связях с моделями: «У тебя что, до меня вообще не было нормальных женщин?» Сомнения (если не сказать больше) женщины в собственной привлекательности – один из триггеров, запускающих патологическую связь с нарциссом, который на первых порах отношений льет елей на эту рану. Но не спешите упрекать нарциссов, сначала разберитесь с этой раной самостоятельно. Зоной нарциссической уязвимости, где может сработать связка грандиозность/ущербность может оказаться не только внешность: человек смутно или явно ощущает в себе наличие какого-то «дефекта»,  который объективно таковым не является, но ощущается именно таким образом. Например, одна моя клиентка, умница и красавица (реально сногсшибательная красавица) ощущала свою неполноценность для мужчин из-за того, что у нее есть ребенок от первого брака. Другая - страдала по поводу незнатности своего происхождения. Вариантов огромное множество.

     Еще один важный момент: Тони стыдится своего отца. Опять же эпизод с выбором имени – Тони, которая возражала Джорджио, внезапно соглашается после того, как отец сморозил очевидную глупость. Соглашается, чтобы замять неловкую для себя (не для отца, он невозмутим) ситуацию. Пересмотрите эпизод – он гениален. Стыдиться за другого – очень характерная черта людей, создающих пары с нарциссами. Сейчас не буду вдаваться в подробности, скажу коротко, что так работает собственный стыд (характеристика ущербности в общем виде), активирующийся в ситуациях неловкого или недостойного поведения другого.

     Когда Тони влюбилась в Джорджио? Вот не во время случайной встречи в ночном клубе, хоть там и показана крупным планом анатомия влюбленного глаза/взгляда. Она влюбилась в него, когда, будучи студенткой, работала официанткой и наблюдала, как он великолепен в своем «празднике жизни». И теперь, в ночном клубе, она подходит к нему на равных в попытке взять свое. И у нее получается. И это должно быть головокружительно!

     Еще один пример срабатывания связки грандиозность/ущербность в цементировании отношений главных героев – это то, как Тони, при всем своем уме, пропускает важный «звоночек», сигнал от Аньес, любовницы Джорджио. Когда Аньес говорит ей: «Ты увела у меня мужчину», а Джорджио на слова Тони: «Она немного странная», отвечает: «Она не в себе… Она почувствовала, что в моей жизни кто-то появился, и притащилась со своими тараканами». И далее он дает понять, что именно Тони и есть та королева, которая наконец-то появилась в его жизни.  Опять же, оставим пока за скобками способность нарциссов возносить возлюбленных на небеса, обратим внимание на то, как умница Тони проглатывает эту наживку. Задавая Джорджио формально правильные вопросы о его отношениях с Аньес, она игнорирует главное: а почему собственно, в моих отношениях с Джорджио я не буду занимать то же положение, что и Аньес? А потому, что это я – королева и я смогу по-другому. А вот и нет. И дальше мы видим, что Тони демонстрирует наличие почти тех же «тараканов», которые не нравятся Джорджио у Аньес: скандалы, истерики, рукоприкладство, саморазрушительное поведение, попытка суицида. Именно легкомысленная самонадеянность, в основе которой лежит собственный проблемный нарциссизм, позволила Тони проигнорировать очевидное противоречие: отношения такого прекрасного Джорджио и такой «странной» Аньес.

     Показательно, что Тони – адвокат. Не секрет, что адвокатам приходится по роду деятельности оправдывать не только несправедливо обвиненных, но и преступников. В просторечии это называется «отмазывать». И Тони в этом преуспела. И не только на службе. Джорджио именует себя королем мерзавцев (еще один пропущенный «звоночек») и Тони его бесконечно оправдывает. Перед братом, перед собой, перед ним самим. Можно сказать, что она его идеализирует, но это немного мимо. Идеализация, конечно, имеет место, но важнее понять, что является условием этой идеализации, из чего она произрастает. Ответ мы найдем в эпизоде, где Тони в мантии адвоката произносит перед коллегами речь «Стоит ли все губить?». Точнее, речь-опровержение, где она воспевает оду трудной любви, любви-катастрофе, которая искупается минутой, мигом божественного слияния с самой идеей катастрофы в лице возлюбленного. Куда уж грандиознее!

     Если вас угораздило связаться с нарциссом, подумайте, а стоит ли закидывать его камнями в моральном экстазе и поищите, где и как сработала ваша собственная грандиозность/ущебность. И трудитесь на поле исцеления, сколько не жалко. Как хорошо сказал Петр Мамонов: «Спаси себя и хватит с тебя»!

Продолжение следует.